Пермская гражданская палата направила в Госдуму законопроект об идентификации полицейских и росгвардейцев

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > Пермская гражданская палата направила в Госдуму законопроект об идентификации полицейских и росгвардейцев

Пермская гражданская палата направила депутатам Госдумы предложение внести изменения в федеральные законы «О полиции», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и в ряд других законодательных актов РФ.

Проект закона

Пояснительная записка к проекту закона

Проект закона в контексте изменяемых норм

Поправки, которые Пермская гражданская палата предлагает рассмотреть депутатам, касаются открытости и гласности деятельности сотрудников полиции и Росгвардии во время их службы в общественных местах. Главная цель –  предотвратить злоупотребления силовиков своими должностными полномочиями.

Такая необходимость вызвана грубыми нарушениями, которые неоднократно допускали полицейские и росгвардейцы при задержании участников мирных публичных акций, митингов и демонстраций (речь в первую очередь о летних событиях в Москве). Определить тех, кто превышает в таких ситуациях свои служебные полномочия, у общества по настоящий момент возможности нет – экипировка тех, кто отвечает за безопасность на улицах российских городов, не имеет легко считываемых идентификационных знаков.

«Нагрудный знак сотрудника полиции содержит мелкий шрифт, блестящую бликующую поверхность, что позволяет прочесть номер только с близкого расстояния и под определённым углом. Кроме того, небольшой нагрудный знак полицейского легко скрывается за отворотами одежды и элементами форменной амуниции и средств индивидуальной защиты, – объясняют авторы поправок в пояснительной записке к законопроекту. – Что касается военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, то существующее законодательство вообще не предполагает для них никаких специальных средств идентификации».

Разработанный Пермской гражданской палатой законопроект обязывает полицейских и военнослужащих Росгвардии при несении патрульно-постовой службы в общественных местах, а также при участии в оцеплении (блокировании) мест массового скопления людей иметь специальный идентификационный номер и нашивку с фамилией, именем, отчеством.

Авторы поправок считают важным, чтобы каждый полицейский и росгвардеец осознавал возможность их идентификации – это позволит предупредить некорректное поведение и послужит дополнительной гарантией защиты граждан от возможных злоупотреблений со стороны силовиков. При этом разработчики законопроекта отмечают, что данная норма не распространяется на деятельность сотрудников правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, контртеррористических операций в общественных местах и т.п.

В случае неоднократного отсутствия идентификационных знаков при несении службы в общественных местах Пермская гражданская палата предлагает расторгать контракт с сотрудником полиции и военнослужащим (сотрудником) национальной гвардии.

Кроме того, в качестве дополнительной меры авторы законопроекта предлагают установить административную ответственность для должностных лиц полиции и национальной гвардии – тех, кто не обеспечил выполнение подчинёнными требования о наличии идентификационных знаков при несении службы в общественных местах.

Законопроект направлен депутатам Государственной думы седьмого созыва от Пермского края – Игорю Сапко, Игорю Шубину, Алексею Бурнашову, Дмитрию Сазонову и Дмитрию Скриванову, а также в адрес председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина и в Комитет по безопасности и противодействию коррупции.

В настоящий момент, отметим, в Государственной Думе на рассмотрении находятся два законопроекта. Первый подан в августе этого года членом Совета Федерации Владимиром  Лукиным.  Он предложил ввести на постоянной основе идентификационные номера для сотрудников полиции и военнослужащих войск национальной гвардии. При этом его законопроект не содержит мер, гарантирующих соблюдение вводимых требований. Кроме того, законопроект Лукина позволяет слишком широко трактовать формулировку «несение службы в общественных местах». Например, непосредственно в общественных местах могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия и контртеррористические операции, в которых идентификация сотрудников правоохранительных органов может быть ограничена по соображениям безопасности.

Второй законопроект депутаты Госдумы Александр Хинштейн, Василий Пискарев и Валерий Гартунг представили своим коллегам на рассмотрение  буквально на днях, он касается исключительно прав и обязанностей росгвардейцев. Они предлагают военнослужащим при обращении к гражданам представляться по ФИО и званию, предъявлять удостоверения, разъяснять гражданам, почему их права и свободы ограничивают. При этом каждый росгвардеец, в случае возникновения угрозы его жизни и здоровью,  может не выполнять первые два требования.

Ближайшее пленарное заседание Государственной Думы назначено на 19 декабря 2019 года.

Комментарий  Игоря Аверкиева, председателя Пермской гражданской палаты: «Сокрытие представителем власти своей личности – верный признак его неправоты и желания уйти от ответственности. Я бы даже сформулировал такой закон власти: если представитель власти скрывает свою личность, значит, он задумал что-то нехорошее для нас, простых людей. Это универсальный закон, он действует в отношении любых представителей власти: и чиновников, и политиков, и правоохранителей. Поэтому любая попытка людей власти скрыть свою личность во взаимодействии с гражданами должна пресекаться обществом и законом. Есть небольшие исключения, но небольшие.

Поводом для наших предложений стал законопроект бывшего российского уполномоченного по правам человека, а ныне сенатора Владимира Лукина, который он внёс в государственную Думу в конце августа. Законопроект Владимира Лукина (он ещё не рассматривался Думой) предполагает введение идентификационного номера для полицейских и росгвардейцев. Будучи полностью согласными с обоснованием и смыслом этого важного для современной ситуации закона, мы поняли, что в таком виде он труднореализуем. Поэтому, с одной стороны, мы решили добавить несколько норм, вводящих различные виды дисциплинарной и административной ответственности для полицейских и росгвардейцев  за неисполнение ими обязанности носить идентификационные знаки, а так же за любое сокрытие их, даже частичное. Речь идёт о мерах вплоть до увольнения для сотрудников полиции и Росгвардии, ареста для росгвардейцев-срочников и административного штрафа для командиров подразделений обоих ведомств. С другой стороны, стремясь соблюсти справедливость в непростых отношениях силовиков с народом, мы связали обязанность полицейских и росгвардейцев носить идентификационные знаки не просто со «службой в общественных местах», как у Владимира Лукина, а с «патрульно-постовой службой в общественных местах» и с участием тех и других силовиков в «оцеплении (блокировании) участков местности» в связи с предупреждением и пресечением массовых беспорядков, ликвидацией последствий аварий, катастроф и т.п. Таким образом, обязанность полицейских и росгвардейцев размещать на одежде и/или защитной амуниции идентификационные знаки не распространяется, например, на оперативно-розыскные мероприятия и антитеррористические операции в общественных местах.

Да, мы, как и все прочие граждане и организации России не имеем права законодательной инициативы. Поэтому мы обратились к 5 депутатам Государственной Думы, избранным пермскими избирателями по мажоритарным округам с предложением «рассмотреть вопрос о возможности внесения данного законопроекта в качестве законодательной инициативы от своего имени». Кроме того, мы направили законопроект в профильный комитет Госдумы (комитет по безопасности) с просьбой учесть наши предложения при рассмотрении законопроекта Владимира Лукина».