В конце ноября 2019 года председатель Пермской гражданской палаты (ПГП) Игорь Аверкиев направил депутатам, представляющим Пермский край в Государственной Думе, проект федерального закона о мерах по обеспечению идентификации сотрудников полиции и Росгвардии при несении ими патрульно-постовой службы в общественных местах. Законопроект был адресован пяти пермским депутатам: Алексею Бурнашову, Дмитрию Сазонову, Игорю Сапко, Дмитрию Скриванову и Игорю Шубину с просьбой к каждому «рассмотреть вопрос о возможности внесения его в качестве законодательной инициативы от своего имени».
К настоящему времени три депутата ответили на предложение ПГП.
Депутат Дмитрий Скриванов выразил признательность Пермской гражданской палате за «активную позицию по совершенствованию законодательства» и предложил обратиться с этим законопроектом в Законодательное Собрание Пермского края, поскольку «в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, право законодательной инициативы принадлежит, в том числе, законодательным органам субъектов Российской Федерации».
Бывшие мэры Перми, а ныне депутаты Государственной Думы Игорь Шубин и Игорь Сапко направили законопроект ПГП председателю профильного комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василию Писареву с просьбой «ознакомиться с законопроектом и обозначить свою позицию по предлагаемой законодательной инициативе Пермской гражданской палаты».
От остальных пермских депутатов ответы ещё не поступили.
Напомним, необходимость разработки такого законопроекта была вызвана грубыми нарушениями, которые неоднократно допускали полицейские и росгвардейцы при задержании участников мирных митингов в Москве, Петербурге, Екатеринбурге. Определить тех, кто превышает в таких ситуациях свои служебные полномочия, у общества в настоящий момент возможности нет – экипировка российских стражей правопорядка не имеет легко считываемых идентификационных знаков.
«Нагрудный знак сотрудника полиции содержит мелкий шрифт, блестящую бликующую поверхность, что позволяет прочесть номер только с близкого расстояния и под определённым углом. Кроме того, небольшой нагрудный знак полицейского легко скрывается за отворотами одежды и элементами форменной амуниции и средств индивидуальной защиты, – объясняют авторы поправок в пояснительной записке к законопроекту. – Что касается военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, то существующее законодательство вообще не предполагает для них никаких специальных средств идентификации».
Разработанный Пермской гражданской палатой законопроект обязывает полицейских и военнослужащих Росгвардии «при несении патрульно-постовой службы в общественных местах, а также при участии в оцеплении (блокировании) мест массового скопления людей» иметь специальный идентификационный номер и нашивку с фамилией, именем, отчеством. При этом, законопроект не допускает несение службы в общественных местах не только без идентификационного номера и нашивки, но и «с их полным или частичным сокрытием».
Разработчики законопроекта отмечают, что норма об обязательных идентификационных знаках не распространяется на деятельность сотрудников правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, контртеррористических операций в общественных местах и т.п.
В случае неоднократного отсутствия идентификационных знаков при несении службы в общественных местах, Пермская гражданская палата предлагает расторгать контракт с сотрудником полиции и военнослужащим (сотрудником) национальной гвардии.
Кроме того, в качестве дополнительной меры авторы законопроекта предлагают установить административную ответственность (штрафы) для должностных лиц полиции и национальной гвардии – тех, кто не обеспечил выполнения подчинёнными требования о наличии идентификационных знаков при несении службы в общественных местах.
В настоящий момент, отметим, в Государственной Думе на рассмотрении находятся ещё два законопроекта. Первый подан в августе этого года членом Совета Федерации Владимиром Лукиным. Он предложил ввести на постоянной основе идентификационные номера для сотрудников полиции и военнослужащих войск национальной гвардии. При этом его законопроект не содержит мер, гарантирующих соблюдение вводимых требований. Кроме того, законопроект Лукина позволяет слишком широко трактовать формулировку «несение службы в общественных местах». Например, непосредственно в общественных местах могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия и контртеррористические операции, в которых идентификация сотрудников правоохранительных органов может быть ограничена по соображениям безопасности.
Второй законопроект депутаты Госдумы Александр Хинштейн, Василий Пискарев и Валерий Гартунг представили своим коллегам на рассмотрение буквально на днях, он касается исключительно прав и обязанностей росгвардейцев. Они предлагают военнослужащим при обращении к гражданам представляться по ФИО и званию, предъявлять удостоверения, разъяснять гражданам, почему их права и свободы ограничивают. При этом каждый росгвардеец, в случае возникновения угрозы его жизни и здоровью, может не выполнять первые два требования.
Комментарий Игоря Аверкиева:
«Этот наш законопроект не является «правозащитной провокацией», проверкой пермских депутатов «на вшивость» и тому подобным, как кому-то уже показалось. Мы искренне считаем, что пришло время, когда все ответственные люди страны, невзирая на политические взгляды, должны делать всё от них зависящее, чтобы сохранить в России гражданский мир. Наш законопроект — маленький шаг в этом направлении. И ещё я очень надеюсь, что инстинкт самосохранения когда-нибудь всё-таки включиться у нашего правящего класса. В противном случае однажды, в очередной раз жестоко и бессмысленно разгоняя мирный протест, они рано или поздно получат такую народную «ответку», что уже никому мало не покажется: ни своим, ни чужим… и уже на многие годы. Никого не надо загонять в угол и обо всём можно договориться, если на кону будут не частные интересы, а действительные интересы общественной безопасности и мирного будущего страны.
А вообще-то у Пермской гражданской палаты большой опыт в разработке законопроектов. С 1997 по 2013 год нами были подготовлены 6 региональных законопроектов и 5 из них были приняты Законодательным Собранием, в том числе Закон о социальной защите населения на территории Пермской области (1997 г.), Закон об уполномоченном по правам человека в Пермской области (2000 г.), Закон о гражданском контроле в Пермском крае (2013 г.). В 2016 году, наши предложения были учтены специальной комиссией Совета Федерации при совершенствовании законодательства о микрофинансовых организациях в сторону большей защиты заёмщиков. Одним словом — важно и можно объединять усилия, даже политических оппонентов».