4 февраля 2020 года краевой омбудсмен Павел Миков направил Заключение экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Пермском крае в качестве предложений в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ при Президенте РФ в адрес федерального омбудсмена Татьяны Москальковой.
Документ опубликован для ознакомления на сайте Уполномоченного по правам человек в Пермском крае. В Заключении затронуты предложения о внесении поправок в статьи 75, статьи 79 и статьи 132 Конституции РФ.
Так, например, эксперты краевого аппарата Уполномоченного по правам человека считают, что изменения статьи 75 послужат тому, что Российская Федерация станет социальным государством, и создадут дополнительные меры защиты конституционной гарантии социальных прав граждан. Однако при этом они отмечают нецелесообразность внесение данных поправок в «одном пакете» с поправками, меняющими конструкцию государственного управления страной.
Изменения статьи 79 статьи Конституции омбудсмен и эксперты называют не бесспорными, поскольку новые нормы позволят Российской Федерации не исполнять решения межгосударственных органов, противоречащие новой Конституции РФ. В частности, по их мнению, возникнет риск возможности неисполнения решений Европейского Суда по правам человека.
Обращают внимание пермские эксперты и на поправку в статью 132 новой Конституции, которая включает органы местного самоуправления и органы государственной власти в единую систему публичной власти в Российской Федерации.«Предложенная поправка сужает действующие конституционные гарантии прав местного населения на участие в решении вопросов местного значения, создает предпосылки для снижения гарантий в формировании представительных органов местного самоуправления и выборов руководителей органов местного самоуправления, снижает гарантии независимости органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения», — отмечается в Заключении.
В довершении всего, пермские эксперты критикуют механизм вынесения законопроекта об изменении Конституции на «Общероссийское голосование» и короткий срок — до 01 мая 2020 г.. В федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» не закреплена и не регламентирована такая форма волеизъявления многонационального народа России, как «общероссийское голосование», отмечают они и предлагают: «Для обеспечения законности, прозрачности, чистоты, объективности, а, следовательно, и в дальнейшем легитимности принятых поправок и соблюдения Конституции Российской Федерации необходимо законодательно закрепить порядок и процедуры организации и проведения общероссийского голосования».
Виталий Ковин, к.и.н., доцент, старший научный сотрудник Отдела по исследованию политических институтов и процессов ПФИЦ УрО РАН: «Надо сказать, достаточно смелые для государственного чиновника и весьма обоснованные для правозащитника: положительно — про социальные поправки; критично — про голосование «пакетом» и саму процедуру, про ограничения действия международного права, самостоятельности МСУ, КС, про неопределенность и сомнительность различных формулировок. Насколько удалось быстро узнать, в других регионах ничего подобного их Уполномоченные не сделали, в некоторых даже наоборот включились в общий хор голосов поддержки, вместе с региональными ОП. Пермские Уполномоченные — они такие».
Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты: «Сказать по правде, меня совершенно не волнуют все эти кремлёвские фокусы с Конституцией, поскольку наша Конституция де-факто Конституцией уже очень давно не является. Однако текст впечатлил и может быть полезен как некий символический жест, манифеститрующий возможность независимой правовой и гражданской позиции даже внутри правящего авторитарного режима. Очень ценно, что в условиях всеобщей игры в поддавки пермский государственный уполномоченный по правам человека позволяет себе вести себя именно как уполномоченный по правам человека, называя «чёрное» «чёрным», а не «белым»».