Следственный комитет завершил расследование дела о «манекене Путина». Трое обвиняемых — Александр Шабарчин, Данил Васильев (несовершеннолетний) и Александр Эткин (Котов) и их адвокаты уже ознакомились с материалами уголовного дела, возбуждённого в отношении пермяков по ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершённое группой лиц). В ближайшие дни следствие составит обвинительный акт и передаст на утверждение в прокуратуру Пермского края. И уже прокурор должен будет решить, направлять ли дело в суд.
Напомним, 11 ноября 2018 года в центре Перми несколько человек устроили перфоманс, привязав к столбу манекен с фотографией лица Путина. На манекене была самобытная тюремная роба и табличка с надписью: «Лжец. Военный преступник Пыня В.В.». Следственный комитет расценил совершённое пермяками действие как хулиганство (ч. 2 ст. 213 УК РФ). По этой же статье судили участниц Pussy Riot за панк-молебен в храме Христа Спасителя. Обвиняемым грозит до семи лет лишения свободы.
Следствие по делу длится больше года. Изначально следователи пытались определить состав преступления как экстремизм, однако прокуратура не согласилась с обвинительным заключением и вернула дело следователям, не увидев состава преступления. Свой возврат материалов прокуратура основала тем, что не установлено, что обвиняемые действовали как группа лиц по предварительному сговору.
Сейчас пермяков пытаются привлечь за «хулиганство, совершённое группой лиц». Молодых людей обвиняют в том, что они действовали вместе по предварительному сговору и совершили «хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам политической, идеологической вражды, а также по мотивам вражды в отношении социальной группы лиц – жителей Российской Федерации, поддерживающих политическую деятельность Президента Российской Федерации Владимира Путина».
Постановление об обвинении вынес следователь по ОВД первого отдела по расследованию особо важных дел майор юстиции А.А. Андриянов.
Примечательно, что Следственный комитет привлёк участников «Молодой гвардии» — всероссийской молодёжной организации партии «Единой России» в качестве понятых (Суздальцев, Шобанов), свидетелей и пострадавших (Шафиев, Гальцкий, Сагидуллин, Новосёлов, Новосёлова (его супруга), Бородин, Швецов, Старикова, Важенин, Балдин и Абатуров).
«Мой подзащитный Шабарчин нашёл в социальных сетях у всех этих товарищей (якобы случайных свидетелей и понятых) общие совместные фотографии. На фотографиях они в фирменной одежде «Молодой гвардии Единой России». Есть фотографии, где на футболке написано «Я люблю Путина», есть фотографии, где они с флагами «Молодой гвардии» на каком-то митинг, есть фотографии, где они в офисе «Единой России», — рассказывает адвокат Максим Филиппов. — Мы считаем, все они имеют мотив для оговора наших подзащитных, так как они изначально негативно настроены ко всем людям, которые критикуют власть или президента. Суть их показаний сводится к тому, что они очень возмущены, что задеты их чувства как граждан, как избирателей, что они получили какую-то моральную травму при просмотре видео-ролика этой акции-перфоманса».
На основе показаний этих знакомых друг с другом и предвзятых в своём мнении свидетелей построены не только обвинения следственного комитета, но и все проведённые экспертизы.
«Если бы эти люди не говорили про честь, достоинство и так далее, то не было бы самого состава преступления. Не было бы хулиганства, обществу не был бы причинён этот моральный ущерб, — обращают внимание защитники фигурантов дела о «манекене Путина». — Если показать видеозапись акции действительно случайным, незнакомым друг с другом и не состоящим в одной партии и организации людям и опросить их, узнать, действительно ли их оскорбляет увиденное, люди ответят — нет. Мы не считаем, что общество в целом и отдельных избирателей может задеть такой перфоманс или флешмоб, — объясняет Филиппов. — Более того, в нём [в перфомансе — ред.] использован художественный образ, он не направлен на кого-то или кому-то конкретному. У автора перфоманса не было намерения оскорбить президента или людей, которые за него голосовали».
В настоящий момент защитой заявлено ходатайство о признании незаконными протоколов, где вышеназванные МГЕРовцы выступают свидетелями и понятыми, и об исключении их из материалов дела. Кроме того, адвокаты настаивают, что необходимо повторная экспертиза уже с исключением допросов участников «Молодой гвардии». К ходатайству приложены фотографии, доказывающих знакомство и приятельское отношение всех свидетелей и понятых.
«Вероятнее всего нам откажут в этом ходатайстве, но, надеемся, что фотографии увидит прокуратура, и решение об утверждении обвинительного акта — принимать его или нет — будет принимать, исходя из этого, — рассказывает адвокат. — Надеемся, что прокурор Пермского края, видя массу нарушений, массу подгонов доказательств, всё же не решится подписать обвинительное заключение и передать его в суд. Если решится, мы будем считать это дело политическим».
Интересы Александра Шабарчина защищает адвокат Максим Филиппов, Данилы Васильевы (несовершеннолетний) — Анастасия Шардакова и Александра Эдкина (Котова) — адвокат Алексей Шардаков.