350 жалоб подано в ЕСПЧ от российских задержанных митингующих

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > 350 жалоб подано в ЕСПЧ от российских задержанных митингующих

Порядка 350 жалоб в марте 2020 года поступило от задержанных митингующих в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Оформлением и отправкой писем занимались российские правозащитники в рамках собственного проекта по созданию генератора жалоб от участников протестных акций.

Авторами инициативы выступают журналисты ОВД-инфо и юристы правозащитного центра «Мемориал». 5 месяцев назад они запустили кампанию по автоматизированной подаче жалоб от задержанных на протестных акциях в ЕСПЧ. Цель организаций — отправить как можно больше подобных обращений к лету 2020 года, чтобы оказать реальную помощь несправедливо задержанным и изменить ситуацию со свободой собраний в России.

От жителей Перми и Пермского края, как передает координатор проекта от ОВД-инфо Александра Баева, ни одного сообщения о подаче жалобы не поступало: «В основном мы работаем по Москве, но если из других регионов нам напишут с просьбой о помощи в связи с задержанием на мирной акции протеста — мы будем готовы помочь».

Идея создания кампании появилась у сотрудников ПЦ «Мемориал» и ОВД-инфо в 2017 году, когда протестующих начали массово задерживать на митингах Алексея Навального. «Тогда перед нами встал вопрос, как подавать жалобы в ЕСПЧ, потому что они все довольно похожи, не очень сложные, но времени отнимают много», — рассказывает юрист ПЦ «Мемориал» Марина Агальцова. В итоге в 2017 году они отправили порядка 120 писем, после чего был период простоя, который длился 2 года.

Сейчас механизм по отправлению жалоб в ЕСПЧ частично автоматизирован — координаторами проекта был создан специальный генератор для подачи стандартизированных обращений. К последним относятся те случаи, когда людей незаконно задерживают на протестных акциях без осложняющих факторов — насилия со стороны силовиков, угроз, шантажа и других противоправных вещей. Когда задержанный, предположим, вызывает полицейских в суд, а те не являются, у участников проекта есть для него заготовленный заранее шаблон для подачи жалобы на представителей исполнительной власти.

Большая часть обращений в ЕСПЧ связана, со слов юристов правозащитной организации, с летними московскими протестами — несогласованной акцией «За честные выборы» 27 июля 2019 года и митингом, состоявшимся неделей позже, а именно 3 августа того же года.

Причина массовости писем, отправляемых сотрудниками ОВД-инфо и ПЦ «Мемориал» в ЕСПЧ, также достаточно прозрачна — этим жестом они собираются продемонстрировать, что проблема прав задержанных на свободу собраний носит масштабный характер. Что дело не ограничивается несколькими протестующими и с таким объёмом жалоб нужно что-то делать.

Юрист правозащитного центра «Мемориал» Марина Агальцова:

«У ЕСПЧ есть два варианта: либо он вынесет решение по каждому отдельному случаю, либо ответит пилотным решением. В таком случае Суд как бы говорит: «Ага, ребята, эта проблема у вас повторяется постоянно, поэтому вот вам рекомендации, я даю вам время, чтобы все исправить». То есть ЕСПЧ приостанавливает рассмотрение жалоб до тех пор, пока государство не примет меры. С одной стороны, это может затормозить нашу работу, но с другой — поможет решить проблему с кривым законодательством и правоприменением.

Даже если ЕСПЧ остановится на первом варианте и рассмотрит каждую жалобу отдельно, за исполнением решений будет следить Комитет министров, который потребует от России изменить ситуацию, носящую систематический характер. Если мы направим, условно, пять жалоб, проблему это не решит, а если мы завалим количеством, есть шансы показать масштаб нарушений и тем самым изменить законодательство».

Решение в ЕСПЧ по каждому отдельному случаю может составляться годами — так, со слов сотрудницы ПЦ «Мемориал», по жалобам 2017 года они до сих пор не получили ответы: «Средний период рассмотрения жалоб — это 5–6 лет. Мы надеялись, что стандартные жалобы рассмотрят быстрее, но оказалось, что разница незначительная. Думаем, что по новым жалобам мы получим решение через три года, не раньше».

Ближе к июню сотрудники организаций планируют закончить основной объём работы по отправке жалоб с лета 2019 года.