Гражданский контроль доступности общественных территорий

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Гражданский контроль доступности общественных территорий

Гражданский контроль состояния доступности среды («безбарьерная среда»)

Пермский фонд содействия товариществам собственников жилья

2015 год.

Внимание! На момент публикации технология ещё не была апробирована.

Обычно, когда речь идет о безбарьерной среде, то возникает прямая ассоциация относительно людей с ограниченными возможностями – инвалидов, прежде всего, инвалидов-колясочников. Действительно мало можно увидеть инвалидов, смело передвигающихся на колясках по городу.

Между тем, и вполне здоровому молодому человеку 30 лет от роду (каким хотелось бы видеть основное населения нашей страны органам власти) приходится испытывать затруднения, перепрыгивая через лужи и ямы на асфальте.

Колоссальный опыт анализа безбарьерной среды для инвалидов, вплоть до экспертных оценок проектов зданий и сооружений, имеет Пермская краевая организация Всероссийского общества инвалидов, адрес сайта: http://pkovoi.ru/. Там можно найти массу информации по технологиям гражданского контроля, обратиться за консультациями.

Предлагаемая методика ориентируется на использование инициативными группами способов оценки доступности среды на общественных пространствах квартала для всех, кто испытывает трудности с передвижением. Очень большая группа таких маломобильных граждан – мамы (реже – папы) с колясками. Наконец, просто пожилые люди и те, кто временно потерял свободу передвижения.

Гражданский контроль в данной сфере может быть использован и в отношении микрорайона в целом. Это и проводится во многих городах страны. Начнем со своего квартала, определив несколько важных параметров из десятков возможных.

Предмет контроля

Территория, на которой проводится гражданский контроль: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) _______________ ; 2) ________________ ; 3) ________________; 4) __________________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._____________, №№ зданий ________________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности). Примем как данность, что в городском квартале многоэтажной застройки это обычно 15-20 зданий.

  • Доступность передвижения для маломобильных групп населения в квартале.

Нормативная документация, определяющая требования к доступности среды для передвижения маломобильных групп населения

Федерального уровня

СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2002. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».

Муниципального уровня (на примере г. Перми)

Решение Пермской городской Думы от 29 января 2008 г. № 4 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми.

Параметры в соответствии с нормативной документацией

  • Состояние пешеходных дорожек, проходов и проездов на общих территориях квартала.
  • Наличие съездов при наличии бордюрных ограждений.
  • Наличие пандусов при входе в здания и помещения социального назначения, магазины, аптеки и др.
  • Наличие дополнительных препятствий для передвижения.

Из СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2002. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

Из Приложения Б:

«Б.18. Маломобильные группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.»

Из норм СП 59.13330.2012:

«4.1.8. При устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 м.

Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.

4.1.9. Высоту бордюров по краям пешеходных путей на территории рекомендуется принимать не менее 0,05 м.

Перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,025 м.

4.1.11. Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при сырости и снеге.

Покрытие из бетонных плит должно иметь толщину швов между плитами не более 0,015 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

4.1.14. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 — 1,0 м.

5.1.1. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием».

Из Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми:

 «7.2. Не допускается огораживание дворовых территорий многоквартирных домов без согласованного в установленном порядке проекта.

7.3. Дорожка должна иметь ширину 2,5-3 м, покрытие должно быть из асфальта или плитки с учетом возможности зимней и летней механизированной уборки.

Прогулочные дорожки, ведущие к площадкам различного назначения, должны иметь ширину от 0,75 до 1, 5 м и любое твердое покрытие.

7.4. Покрытие дорог и площадок во дворах выполняется в зависимости от их назначения:

асфальтовое – на проездах, тротуарах, площадках для стоянки автомашин, пешеходных дорожках,

щебеночное – на площадках для отдыха.

Покрытие дорог, площадок и дорожек должно быть ровным, без выступов и провалов, чистым, не загроможденным посторонними предметами, строительным и бытовым мусором и другими отходами».

Методы контроля

При проведении мероприятий по контролю замусоренности территории используется метод натурных исследований с непосредственной фиксацией результатов. Контроль может проводиться в групповом режиме. Участникам группы контроля наиболее эффективно разбиться на пары, чтобы максимально быстро охватить всю территорию квартала.

Мы исследуем только внешнюю среду, поэтому не стоит пытаться объять необъятное и заходить внутрь общественных зданий и помещений, учреждений, магазинов и павильонов.  К этому можно будет приступать на следующем этапе, желательно с привлечением специалистов-экспертов общественных организаций, прежде всего, обществ инвалидов, они глубже всего владеют проблемой.

Большое распространение получила практика огораживания придомовых территорий. Да, это реакция на ситуацию незащищенности, однако такая практика создает дополнительные препятствия для передвижения – не только для маломобильных групп населения, иногда совершенно незаконно перегораживаются проходы между близко расположенными домами, имеющие статус публичных сервитутов (ограничений на такие действия). На это тоже можно обратить внимание.

Примеры результирующей документации

Для фиксации результатов используется специально разработанная рабочая карта, содержащая основные параметры обследования. Нужно включать в подобные документы фотографии, четко привязанные к конкретному объекту. Это производит на ответственных лиц дополнительное впечатление, а инициативной группе через год будет с чем сравнить. Таких карт может быть несколько, если обследование проводится в составе группы попарно. Группа из шести человек, разделившись на пары, справится с задачей за несколько часов, если будет предварительно хорошо методически и организационно подготовлена.

После анализа заполненных рабочих карт составляется сводный акт по итогам проведения гражданского контроля, содержащий данные о наличии явных препятствий для передвижения маломобильных групп населения. К акту прилагаются заполненные рабочие карты.

Рекомендации по организации результирующих мероприятий

Сводный акт прилагается к обращению в администрацию района, подготовленному на имя главы района. В любом случае реагировать будут специалисты отдела благоустройства администрации района.

Однако это только один адресат, на самом деле их больше и они разнообразны:

  • Городское Управление внешнего благоустройства.
  • Муниципальное казенное учреждение «Пермблагоустройство», которое является основным подрядчиком по всем вопросам городского благоустройства.
  • Территориальное управление социальной защиты.
  • Министерство социальной защиты Пермского края как орган власти, ответственный за соблюдение прав инвалидов.

В ходе проведения исследования/обследования могут возникнуть и другие адресаты, ответственные за учреждения и предприятия, находящиеся на территории квартала.

Контакты:

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья, исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич:citosperm@mail.ru

Гражданский контроль доступности общественных территорий

Инструментарий. Скачать

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.