Озеленение общественных пространств квартала
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья
2015 год.
Внимание! На момент публикации технология ещё не была апробирована.
Вопрос озеленения на заселенных территориях относится к сфере благоустройства. И он зарегулирован не меньше, а, может, и больше, чем другие вопросы, которые мы рассматривали раньше.
Это касается придомовых территорий, озеленения улиц, бульваров, зон отдыха, скверов, парков, городских лесов. Нас интересует внутриквартальное озеленение, которое включает деревья, кустарники, газоны, цветники – перечень ограничен. Микрорайоны и кварталы, по опыту г. Перми, в этом плане могут быть совершенно различны. Микрорайоны старой застройки страдают от тополиного пуха и падающих деревьев, новостройки – от недостатка даже простых кустарников. Мы не говорим даже в этом случае о деревьях, которые по проекту обязан высадить застройщик, в том числе на временно использованных им муниципальных территориях.
Есть территории жилой застройки (микрорайоны, кварталы), которые включают в себя, или граничат со скверами и парками городского значения, хотя эти объекты обычно исключаются из границ микрорайона (квартала), например, если создается ТОС. Там несколько другие требования, в данном случае нас интересует строго застроенная территория и ее общественные пространства.
Предмет контроля
Территория, на которой проводится гражданский контроль: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) _______________ ; 2) ________________ ; 3) ________________; 4) __________________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._____________, №№ зданий ________________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности). Мы уже приняли как данность, что в городском квартале многоэтажной застройки это обычно 15-20 зданий.
- Качество озеленения (деревья, кустарники, газоны, цветники) общественных пространств в квартале.
Особенность квартала: 75% зданий старой пятиэтажной застройки (конец 1960-х – начало 1970-х гг.), 25% — новостройки 2012-2014 гг. Проблемы с озеленением совершенно различные.
Нормативная документация, определяющая требования к озеленению общественных пространств
Федерального уровня
Приказ Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. № 153 «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации».
Муниципального уровня (на примере г. Перми)
Решение Пермской городской Думы от 29 января 2008 г. № 4 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми.
Решение Пермской городской Думы от 23 июня 2009 г. № 147 «Об утверждении эксплуатационных категорий и уровней содержания объектов озеленения общего пользования города Перми».
Параметры в соответствии с нормативной документацией
- Качество состояния деревьев.
- Качество состояния кустарников.
- Качество состояния газонов.
- Качество состояния цветников (при наличии).
Из Приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. № 153 «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации»:
«2.6.11. Деревья и кустарники следует высаживать в соответствии с существующими в строительстве правилами и нормами, в частности, регламентируются расстояния от стен здания и различных сооружений до места посадки растений:
Здание и сооружение, объект инженерного благоустройства | Расстояние, м, до оси | |
Ствола дерева | Кустарника | |
От наружных стен зданий и сооружений | 5 | 1,5 |
От края тротуаров и садовых дорожек | 0,7 | 0,5 |
От края проезжей части улиц, кромок укрепленных обочин дорог или бровок канав | 2 | 1 |
3.2.11. Обыкновенные газоны скашивают при высоте травостоя 10 — 15 см через каждые 10 — 15 дней. Высота оставляемого травостоя 3 – 5 см.
5.12. Качественное состояние деревьев (диаметр ствола на высоте 1,3 м – 8 и более см) определяется по следующим признакам:
- хорошее – деревья здоровые, нормально развитые, признаков болезней и вредителей нет; повреждений ствола и скелетных ветвей, ран и дупел нет;
- удовлетворительное – деревья здоровые, но с замедленным ростом, неравномерно развитой кроной, недостаточно облиственные, с наличием незначительных повреждений и небольших дупел;
- неудовлетворительные – деревья сильно ослабленные, ствол имеет искривления; крона слабо развита; наличие усыхающих или усохших ветвей; прирост однолетних побегов незначительный, суховершинность; механические повреждения ствола значительные, имеются дупла.
5.13. Качественное состояние кустарника определяется по следующим признакам:
- хорошее – кустарники нормально развитые, здоровые, густо облиственные по всей высоте, сухих и отмирающих ветвей нет. Механических повреждений и поражений болезнями нет. Окраска и величина листьев нормальные;
- удовлетворительное – кустарники здоровые, с признаками замедленного роста, недостаточно облиственные, с наличием усыхающих побегов, кроны односторонние, сплюснутые, ветви частично снизу оголены; имеются незначительные механические повреждения, повреждения вредителями;
- неудовлетворительное – ослабленные, переросшие, сильно оголенные снизу, листва мелкая, имеются усохшие ветви и слабо облиственные, с сильными механическими повреждениями, поражение болезнями.
5.14. Качественное состояние газонов:
- хорошее – поверхность хорошо спланирована, травостой густой однородный, равномерный, регулярно стригущийся, цвет интенсивно зеленый; сорняков и мха нет;
- удовлетворительное – поверхность газона с заметными неровностями, травостой неровный с примесью сорняков, нерегулярно стригущийся, цвет зеленый, плешин и вытоптанных мест нет;
- неудовлетворительное – травостой изреженный, неоднородный, много широколистных сорняков, окраска газона неровная, с преобладанием желтых оттенков, много мха, плешин, вытоптанных мест.
5.15. Качественное состояние цветников из многолетних растений:
- хорошее – поверхность тщательно спланирована, почва хорошо удобрена, растения хорошо развиты, равные по качеству, отпада нет, уход регулярный, сорняков нет;
- удовлетворительное – поверхность грубо спланирована с заметными неровностями, почва слабо удобрена, растения нормально развиты, отпад заметен, сорняки единичны, ремонт цветников нерегулярный;
- неудовлетворительное – почва не удобрена, поверхность спланирована грубо, растения слабо развиты, отпад значительный, сорняков много».
Методы контроля
При проведении мероприятий по контролю озеленения также используется освоенный и любимый нами метод натурных исследований с непосредственной фиксацией результатов. Контроль может проводиться в групповом режиме. Участникам группы контроля наиболее эффективно разбиться на пары, что максимально быстро охватить всю территорию квартала.
Если мы готовимся к обследованию общих территорий квартала на предмет озеленения, то понимаем, что в первый (и не последний) раз это надо сделать летом, когда все характеристики зеленых насаждений, что называется, налицо. Такой же подход, кстати, рекомендуется для муниципальных специалистов в сфере благоустройства.
Необходимо четко различать муниципальные, частные земли и придомовые территории, все собственники, в том числе муниципалитет, имеют свои обязательства по озеленению и его сохранности. Мы исходим из того, что участники гражданского контроля, прежде всего, изучили этот вопрос.
Примеры результирующей документации
Для фиксации результатов используется специально разработанная рабочая карта, содержащая основные параметры обследования. В данном случае можно не осуществлять фотографирования – они могут быть похожи как две капли воды. Достаточно указывать четкую привязку к конкретному зданию или другому объекту, удобному для ориентировки. Таких карт может быть несколько, если обследование проводится в составе группы попарно. Группу из шести-восьми человек можно разделить на пары, методически и организационно подготовиться, используя существующую нормативную базу.
После анализа заполненных рабочих карт составляется сводный акт по итогам проведения гражданского контроля, содержащий данные о наличии явных нарушений качества озеленения. К сводному акту прилагаются заполненные рабочие карты.
Рекомендации по организации результирующих мероприятий
Сводный акт прилагается к обращению в администрацию района, подготовленному на имя главы района. Реагировать будут, конечно же, специалисты отдела благоустройства администрации района. В обращении необходимо указать, чтобы специалист перед объездом (обходом) связался с членами группы гражданского контроля, чтобы сделать это совместно.
Мы знаем, что при отсутствии должной реакции можем обратиться и в другие структуры:
- Городское Управление внешнего благоустройства.
- Муниципальное казенное учреждение «Пермблагоустройство», которое является основным подрядчиком по всем вопросам городского благоустройства.
Основная задача на этом этапе – контроль прохождения наших обращений во всех этих структурах, чтобы они не оставались без ответа. Телефонный звонок по указанному телефону – не ответ, а простое устное общение.
Вопрос озеленения необходимо контролировать и летом, и зимой, а лучше – по временам года. Четыре обследования в год дают нам четкое представление о состоянии зеленой среды и динамике ее изменения, а кроме того – опыт мониторинга: регулярного наблюдения за предметом обследования.
—
Контакты:
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,
исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru
_______________________________________________________
Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015
Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.