Гражданский контроль в школах

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Гражданский контроль в школах

Ольга Кочева

 Пример позитивных изменений

по итогам мероприятий гражданского контроля общеобразовательных школ

Пермский городской родительский совет

при департаменте образования администрации города Перми

2008-2010 годы

В 2008 году инициативная группа родителей, членов школьных управляющих советов организовала гражданский контроль общеобразовательных школ города Перми. При проведении гражданского контроля оценивались условия получения образования с точки зрения обеспечения требований безопасности, возможностей получения своевременной медицинской помощи, уважения прав на неприкосновенность частной жизни, доступности информации и возможностей получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общественные наблюдатели проинспектировали 24 общеобразовательные школы из 155. Оказалось, что только в 10 из 24 школ на входе дежурили охранники,  во всех школах  при  входе  дежурили учителя  и дети. В 3 школах наблюдатели стали свидетелями отказа пустить в школу из-за отсутствия сменной обуви. Только  в  половине  школ  медработник  находился  на месте. В  нескольких  школах  в  столовых  вывешивалось особое меню для детей из малоимущих семей. В туалетах только в 2 случаях были в наличии мыло и туалетная бумага,  в  7 школах  был  возможен  обзор  туалетной комнаты с улицы. Ни  одна  школа  не  была  приспособлена  для передвижения лиц, испытывающих трудности в передвижении.

По результатам гражданского контроля был проведен круглый стол. Были направлены предложения об исправлении ситуации в Администрацию города Перми. Администрации школ также получили обращения с требованиями:

  • Прекратить практику дежурства в обмен на освобождение от занятий.
  • Исключить  из  практики  продажу  продуктов,  не  рекомендованных для продажи в буфетах.
  • Обеспечить туалеты средствами гигиены.
  • Изменить подходы к организации охраны школ.

В 2010 году прошел повторный гражданский контроль в школах города. Общественные наблюдатели проинспектировали 50 образовательных учреждений города Перми с целью выяснить, насколько изменилось ситуация за 2 года. Были зафиксированы позитивные  сдвиги  в  части  обеспечения комфорта и безопасности. Так, на этот раз туалеты  оказались обеспечены  мылом  больше  чем  в половине  школ,  80%  оборудованы закрывающимися кабинками.  В 90% случаев на входе дежурил охранник, более того, в 17 школах в холлах была установлена система видеонаблюдения. На стендах 44% школ была информация  об управляющих советах.

В то же время усугубилась проблема обеспечения безопасности пешеходных переходов вблизи школ. Так из 50 школ 40 находились в непосредственной близости к дорогам, в том числе в 17 случаях – к дорогам с интенсивным движением. Из них только в семи случаях у школ был установлен светофор (в остальных случаях была только зебра или «лежачий полицейский»). Представители родительской общественности организовали кампанию по написанию коллективных писем в Администрацию Перми,  Департамент дорог  и  транспорта, Управление  ГИБДД  ГУВД  по  Пермскому  краю, которая возымела результаты. В течение месяца после проведенной кампании, в ответ  на  обращение  представителей  школы № 50  (ул. Ким, 78) был установлен светофор, было  принято  решение  об установке  дорожных  знаков  у  школы  № 22 (ул. Сибирская, 80), удалось добиться установки «лежачего  полицейского» спустя почти 4 года обращений по  инстанциям  школе  № 27 (ул. Шишкина, 18), в конце 2010 года было принято решение об  установке знака пешеходного перехода у школы № 104 (ул. Барнаульская, 4).

Источники:

Сайт Пермской гражданской палаты: http://www.pgpalata.ru

Контакты:

Пермский городской родительский совет

при департаменте образования администрации города Перми,

председатель – Денисова Светлана Анатольевна: denisova@dom.raid.ru

Пермская гражданская палата,

председатель – Аверкиев Игорь Валерьевич: palata@pgpalata.org

Гражданский контроль в школах

Описание технологии

Описание методики проведения общественного контроля

условий получения образования  в общеобразовательных учреждениях 

города Перми

 Пермский городской родительский совет

при департаменте образования администрации города Перми

2008 год

В соответствии с Распоряжением Губернатора Пермского края от 09.10.2007 № 132-р «Об эксперименте по повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества на территории Пермского края»» инициативной группой в период 17-25 мая 2008 года был проведен общественный контроль общеобразовательных учреждений города Перми.

Цель проведенного общественного контроля – изучение условий получения образования в общеобразовательных учреждениях и продвижение позитивных изменений в сфере соблюдения прав ребенка в общеобразовательных учреждениях города Перми Пермского края.

Основные задачи общественного контроля:

  • Выявление соответствия условий получения образования в общеобразовательных учреждениях г. Перми нормативным правовым актам, регулирующим образовательные отношения.
  • Выяснение наиболее распространенных случаев нарушений в общеобразовательных учреждениях г. Перми.
  • Определение путей изменения ситуации по обеспечению наилучших условий получения общего образования и соблюдения прав участников образовательного процесса, а также выработка предложений по улучшению положения.

Инструментарий общественного контроля был разработан инициативной группой и рассмотрен на заседании рабочей группы по реализации эксперимента по введению общественного контроля в Пермском крае (протокол рабочей группы № 9 от 13 мая 2008 г.).

Для проведения общественного контроля были разработаны:

  • памятка для общественного наблюдателя,
  • правила проведения общественного контроля в образовательном учреждении,
  • правила ведения переговоров с администрацией образовательного учреждения,
  • протокол гражданского контроля образовательного учреждения.

Сбор эмпирической информации осуществлялся посредством метода нестандартизированного наблюдения. Отбор общеобразовательных учреждений для проведения контроля проводился с учетом двух факторов: общественные наблюдатели исходили из понимания того, что изучаемые проблемы достаточно распространены и более или менее инвариантны в различных учреждениях, а также контролируемые учреждения  должны быть доступны общественным наблюдателям. В результате в выборку попали 24 общеобразовательных учреждения города Перми, представляющие как «элитный» сектор образовательной системы (гимназии, школы с углубленным изучением предметов), так и  «массовый» сектор – общеобразовательные учреждения, не имеющие в общественном сознании статуса «элитности».

Общественный контроль был проведен в несколько этапов:

  1. Организационное оформление инициативной группы общественных наблюдателей.
  2. Обучение общественных наблюдателей.
  3. Разработка инструментария общественного наблюдения инициативной группой (разработка листов наблюдения, правил общественного контроля, памятки общественного наблюдателя, информационного письма об акции общественного контроля в общеобразовательных учреждениях г. Перми).
  4. Рассмотрение методологического пакета общественного контроля рабочей группой.
  5. Проведение общественного контроля в общеобразовательных учреждениях г. Перми.
  6. Проведение «круглого стола» общественных наблюдателей по результатам общественного контроля.
  7. Обработка и анализ информации, полученной в ходе общественного контроля в общеобразовательных учреждениях г. Перми.
  8. Подготовка заключения по результатам общественного контроля в общеобразовательных учреждениях, представление заключения органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественности.

Будучи не в состоянии охватить весь комплекс вопросов, связанных с получением общего образования и соблюдением прав участников образовательного процесса, общественный контроль осуществлялся по нескольким важным аспектам проблемы:

  • Условия для инклюзивного образования (прежде всего, в плане доступности в общеобразовательное учреждение детей с ограниченными возможностями передвижения).
  • Условия, обеспечивающие безопасность (безопасность перехода дороги к школе, безопасность пришкольной территории, наличие охраны и системы контроля прохода в школу).
  • Условия, обеспечивающие право на охрану здоровья и получение своевременной медицинской помощи в школе.
  • Условия, обеспечивающие уважение приватного пространства.
  • Условия, обеспечивающие право на информацию о правах участников образовательного процесса и возможностях их защиты.

Контакты:

Пермский городской родительский совет

при департаменте образования администрации города Перми,

председатель – Денисова Светлана Анатольевна: denisova@dom.raid.ru

Гражданский контроль в школах

Отчёты

Пермский городской родительский совет

при департаменте образования

 администрации города Перми

614036, г. Пермь, ул. Нефтяников, 50, к.213

 Заключение

по результатам общественного контроля

в общеобразовательных учреждениях города Перми

В соответствии с Распоряжением Губернатора Пермского края от 09.10.2007 № 132-р «Об эксперименте по повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества на территории Пермского края»» инициативной группой в период 17-25 мая 2008 года был проведен общественный контроль общеобразовательных учреждений города Перми.

Цель проведенного общественного контроля – изучение условий получения образования в общеобразовательных учреждениях и продвижение позитивных изменений в сфере соблюдения прав ребенка в общеобразовательных учреждениях города Перми Пермском крае.

Общественными наблюдателями выступили 24 человека – представители Управляющих советов общеобразовательных учреждений, инициативные родители, студенты Пермского государственного педагогического университета, которые прошли  специальное обучение. Руководитель инициативной группы общественных наблюдателей – председатель Пермского городского родительского совета Светлана Анатольевна Денисова.

Инструментарий общественного контроля был разработан инициативной группой и рассмотрен на заседании рабочей группы по реализации эксперимента по введению общественного контроля в Пермском крае (протокол рабочей группы № 9 от 13 мая 2008 г.).

Общественный контроль условий получения образования был проведен в 24 общеобразовательных учреждения из шести районов города Перми, представляющие как «элитный» сектор образовательной системы (гимназии, школы с углубленным изучением предметов), так и  «массовый» сектор – общеобразовательные учреждения, не имеющие в общественном сознании статуса «элитности».

Основные задачи общественного контроля:

  • Выявление соответствия условий получения образования в общеобразовательных учреждениях г. Перми нормативным правовым актам, регулирующим образовательные отношения.
  • Выяснение наиболее распространенных случаев нарушений в общеобразовательных учреждениях г. Перми.
  • Определение путей изменения ситуации по обеспечению наилучших условий получения общего образования и соблюдения прав участников образовательного процесса, а также выработка предложений по улучшению положения.

По итогам проведения общественного контроля были сделаны следующие выводы:

1. В проконтролированных общественными наблюдателями школах не созданы условия для инклюзивного образования (совместного обучения здоровых детей и  детей с ограниченными возможностями). Доступ в общеобразовательное учреждение детей с ограниченными возможностями передвижения невозможен или затруднен. К сожалению, во всех школах, попавших в выборку общественного контроля, отсутствуют пандусы; отсутствуют специальные подъемники внутри образовательных учреждений; отсутствуют разноуровневые перила (поручни), что затрудняет передвижения по этажам школ, является серьезной угрозой для здоровья не только детям с ограниченными возможностями передвижения, но и учащимся начальной школы.

2. Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности учащихся, есть основания полагать, что в большинстве образовательных учреждений велика вероятность причинения вреда жизни и здоровью учащихся при подходах к образовательному учреждению. Вызывает сомнение эффективность существующей системы охраны образовательных учреждений.

Большинство школ находятся вблизи дорог с интенсивным движением автотранспорта, что представляет повышенную опасность для жизни и здоровья детей. Несмотря на это предупреждающими сигналами «Осторожно дети!» оборудованы дороги только лишь вблизи 5 образовательных учреждений, переходы дорог к школам оборудованы светофором лишь в 4 случаях, специальной разметкой «зебра» только лишь в 1 случае.

3. В большинстве образовательных учреждениях не созданы условия, обеспечивающие получение своевременной медицинской помощи в школе, что не гарантирует в полной мере реализацию права на охрану здоровья и может являться причиной тяжких последствий для жизни и здоровья учащихся. Не способствует сохранению здоровья детей наличие вблизи образовательных учреждений предприятий розничной торговли, осуществляющих продажу алкоголесодержащей и табачной продукции.

Особую тревогу общественных наблюдателей вызвали условия, обеспечивающие право на охрану здоровья и получение своевременной медицинской помощи в школе. В большинстве школ медицинские кабинеты работают в режиме ограниченного расписания, что создает в течение учебного дня периоды времени, когда медицинские работники в школах отсутствуют. Как пояснили некоторые медицинские работники, это связано с тем, что один работник  вынужден обслуживать две-три школы по причине дефицита кадров  из-за низкой заработной платы.

Наибольшую тревогу общественных наблюдателей вызывает «шаговая доступность» учащихся к киоскам, торгующим алкогольными напитками (пивом, слабоалкогольными коктейлями) и табаком.  Так в непосредственной близости от школы (не более 150-200 метров) зафиксирована продажа пива и табачных изделий несовершеннолетним в 6 случаях. При этом продажа табачных изделий в таких торговых точках осуществляется поштучно, что делает еще более доступным приобретение сигарет школьниками. По словам общественных наблюдателей, пермские школы «буквально обложены пивными киосками».

4. Туалетные комнаты, помещения для хранения одежды в большинстве образовательных учреждений не отвечают требованиям уважения приватности учащихся образовательных учреждений. Отсутствие предметов гигиены и неисправность санитарно-технического оборудования не способствует сохранению здоровья и воспитанию санитарно-гигиенических навыков у учащихся образовательных учреждений.

5. Необходимо отметить, что в образовательных учреждениях созданы условия, обеспечивающие право на информацию об их деятельности. Вместе с тем информирование учащихся образовательного учреждения об их правах и возможностях защиты в большинстве случаев носит ограниченный характер.

Предложения:

1. Правительству Пермского края:

  • разработать целевую программу развития инклюзивного образования в Пермском крае;
  • рассмотреть вопрос об увеличении норматива предоставления питания учащимся из малоимущих и малоимущих многодетных семей.

2. Администрации города Перми:

  • инициировать проведение проверки предприятий розничной торговли, осуществляющих продажу алкоголесодержащей и табачной продукции, находящихся в непосредственной близости к образовательным учреждениям, на предмет соблюдения действующего законодательства, регулирующего продажу алкоголесодержащей и табачной продукции, включить в план реструктуризации сети розничной торговли перенос предприятий розничной торговли, осуществляющих продажу алкоголесодержащей и табачной продукции от образовательных учреждений в места на расстояние в соответствии с требованиями законодательства;
  • рассмотреть вопрос выделения средств для установления пандусов, специальных подъемников внутри образовательных учреждений, разноуровневых перил (поручней), а также проведения соответствующих работ;
  • предусмотреть в бюджете города Перми финансирование мероприятий, связанных с обеспечением безопасности учащихся, в частности установлении на прилегающей к образовательному учреждению территории светофоров, специальных предупреждающих сигналов и знаков;
  • рассмотреть вопрос о возможностях осуществления специальных доплат медицинским работникам и/или выделения штатных единиц медицинских работников в целях обеспечения своевременной и квалифицированной медицинской помощи учащимся.

 3. Администрациям образовательных учреждений:

  • обеспечить доступность информации о правах учащихся образовательных учреждений и возможностях их защиты;
  • обеспечить наличие предметов гигиены в туалетных комнатах и осуществлять контроль за исправностью санитарно-технического оборудования;
  • при планировании ремонтных работ и реконструкции образовательного учреждения в первоочередном порядке обеспечить оснащение туалетных комнат и помещений для хранения одежды в соответствии с требованиями соблюдения приватности;
  • исключить из практики образовательных учреждений недопуск учащихся из-за отсутствия сменной обуви, а также «освобождение» учащихся от уроков в целях организации дежурства по образовательному учреждению;
  • исключить из практики продажу продуктов, не рекомендованных к реализации в буфетах образовательных учреждений, а также привлечение учащихся к дежурству по столовой.

4. Управляющим советам образовательных учреждений:

  • при согласовании бюджетной сметы образовательного учреждения в расходной части первоочередное внимание уделить на обеспечение должных санитарно-гигиенических условий;
  • содействовать информированию участников образовательного процесса об их правах и возможностях защиты;
  • осуществлять контроль за организацией образовательного процесса в части исключения случаев недопуска учащихся в образовательное учреждение из-за отсутствия сменной обучи, «освобождение» учащихся от уроков в целях организации дежурства по образовательному учреждению, а также соблюдения принципа добровольности к привлечению к труду по благоустройству образовательного учреждения.

Координатор инициативной группы

по общественному контролю

в образовательных учреждениях

города Перми                        С.А. Денисова

Контакты:

Пермский городской родительский совет

при департаменте образования администрации города Перми,

председатель – Денисова Светлана Анатольевна: denisova@dom.raid.ru

Кочева Ольга Николаевна: info@usperm.ru

Обращение к Главе города Перми по результатам общественного контроля

условий получения образования в общеобразовательных учреждениях города Перми

Пермский городской родительский совет при департаменте образования администрации города Перми

2008 год

Пермский городской родительский совет

при департаменте образования

 администрации города Перми

614036, г. Пермь, ул. Нефтяников, 50, к.213

№6 от 21 июля 2008 г.

                                                                                                        Главе города Перми

                                                                                                               И.Н. Шубину

                                                                    Копия: заместителю главы администрации

                                                                                                    города Перми

                                                                                                    Н.Г. Кочуровой

Уважаемый Игорь Николаевич!

В соответствии с Распоряжением Губернатора Пермского края от 09.10.2007 № 132-р «Об эксперименте по повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества на территории Пермского края»» инициативной группой в период 17-25 мая 2008 года был проведен общественный контроль общеобразовательных учреждений города Перми.

Цель проведенного общественного контроля – изучение условий получения образования в общеобразовательных учреждениях и продвижение позитивных изменений в сфере соблюдения прав ребенка в общеобразовательных учреждениях города Перми Пермском крае.

Общественными наблюдателями выступили 24 человека – представители Управляющих советов общеобразовательных учреждений, инициативные родители, студенты Пермского государственного педагогического университета, которые прошли  специальное обучение. Руководитель инициативной группы общественных наблюдателей – председатель Пермского городского родительского совета Светлана Анатольевна Денисова.

Инструментарий общественного контроля был разработан инициативной группой и рассмотрен на заседании рабочей группы по реализации эксперимента по введению общественного контроля в Пермском крае (протокол рабочей группы № 9 от 13 мая 2008 г.).

Общественный    контроль    условий    получения    образования    был    проведен   в  

24   общеобразовательных  учреждениях  из  шести  районов города  Перми, представляющие    как    «элитный»   сектор   образовательной   системы   (гимназии,  школы  с  углубленным изучением предметов), так и  «массовый» сектор – общеобразовательные учреждения, не имеющие в общественном сознании статуса «элитности».

Основные задачи общественного контроля:

  • Выявление соответствия условий получения образования в общеобразовательных учреждениях г. Перми нормативным правовым актам, регулирующим образовательные отношения;
  • Выяснение наиболее распространенных случаев нарушений в общеобразовательных учреждениях г. Перми;
  • Определение путей изменения ситуации по обеспечению наилучших условий получения общего образования и соблюдения прав участников образовательного процесса, а также выработка предложений по улучшению положения.

Общественный контроль был проведен в несколько этапов:

  1. Организационное оформление инициативной группы общественных наблюдателей.
  2. Обучение общественных наблюдателей.
  3. Разработка инструментария общественного наблюдения инициативной группой (разработка листов наблюдения, правил общественного контроля, памятки общественного наблюдателя, информационного письма об акции общественного контроля в общеобразовательных учреждениях г. Перми).
  4. Рассмотрение методологического пакета общественного контроля рабочей группой.
  5. Проведение общественного контроля в общеобразовательных учреждениях г. Перми.
  6. Проведение «круглого стола» общественных наблюдателей по результатам общественного контроля.
  7. Обработка и анализ информации, полученной в ходе общественного контроля в общеобразовательных учреждениях г. Перми.
  8. Подготовка заключения по результатам общественного контроля в общеобразовательных учреждениях, представление заключения органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественности.

Выводы:

  1. В проконтролированных общественными наблюдателями школах не созданы условия для инклюзивного образования. Доступ в общеобразовательное учреждение детей с ограниченными возможностями передвижения невозможен или затруднен.
  1. Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности учащихся, есть основания полагать, что в большинстве образовательных учреждений велика вероятность причинения вреда жизни и здоровью учащихся при подходах к образовательному учреждению. Вызывает сомнение эффективность существующей системы охраны образовательных учреждений.
  2. В большинстве образовательных учреждениях не созданы условия, обеспечивающие получение своевременной медицинской помощи в школе, что не гарантирует в полной мере реализацию права на охрану здоровья и может являться причиной тяжких последствий для жизни и здоровья учащихся. Не способствует сохранению здоровья детей наличие вблизи образовательных учреждений предприятий розничной торговли, осуществляющих продажу алкоголесодержащей и табачной продукции.
  3. Туалетные комнаты, помещения для хранения одежды в большинстве образовательных учреждений не отвечают требованиям уважения приватности учащихся образовательных учреждений. Отсутствие предметов гигиены и неисправность санитарно-технического оборудования не способствует сохранению здоровья и воспитанию санитарно-гигиенических навыков у учащихся образовательных учреждений.
  4. Необходимо отметить, что в образовательных учреждениях созданы условия, обеспечивающие право на информацию об их деятельности. Вместе с тем информирование учащихся образовательного учреждения об их правах и возможностях защиты в большинстве случаев носит ограниченный характер.

Предложения:

1. Правительству Пермского края:

  • разработать целевую программу развития инклюзивного образования в Пермском крае;
  • рассмотреть вопрос об увеличении норматива предоставления питания учащимся из малоимущих и малоимущих многодетных семей.

2. Администрации города Перми:

  • рассмотреть вопрос о возможностях осуществления специальных доплат медицинским работникам и/или выделения штатных единиц медицинских работников в целях обеспечения своевременной и квалифицированной медицинской помощи учащимся.
  • инициировать проведение проверки предприятий розничной торговли, осуществляющих продажу алкоголесодержащей и табачной продукции, находящихся  в    непосредственной    близости   к  образовательным учреждениям, на предмет соблюдения действующего законодательства, регулирующего продажу алкоголесодержащей и табачной продукции, включить в план реструктуризации сети розничной торговли перенос предприятий розничной торговли, осуществляющих продажу алкоголесодержащей и табачной продукции от образовательных учреждений в места на расстояние в соответствии с требованиями законодательства;
  • рассмотреть вопрос выделения средств для установления пандусов, специальных подъемников внутри образовательных учреждений, разноуровневых перил (поручней), а также проведения соответствующих работ;
  • предусмотреть в бюджете города Перми финансирование мероприятий, связанных с обеспечением безопасности учащихся, в частности установлении на прилегающей к образовательному учреждению территории светофоров, специальных предупреждающих сигналов и знаков.

Координатор инициативной группы

по общественному контролю

в образовательных учреждениях

города Перми      С.А.  Денисова

Контакты:

Пермский городской родительский совет

при департаменте образования администрации города Перми,

председатель – Денисова Светлана Анатольевна: denisova@dom.raid.ru

Кочева Ольга Николаевна: info@usperm.ru

Гражданский контроль в школах

Дополнительно

Памятка родителю о безопасных условиях  в школе

Пермский городской родительский совет при департаменте образования администрации города Перми

2008 год

Отправляя ребенка в школу, где он проводит 5-6 часов, а иногда почти весь день, родители должны быть уверены, что ребенок находится в безопасных и комфортных условиях.

  1. Обратите внимание на безопасность подходов к школе. На дорогах с интенсивным движением должны быть установлены знаки «Пешеходный переход», «Осторожно дети!», на дорожном полотне – нанесена «зебра» пешеходного перехода, либо установлен «лежачий полицейский».
  2. Обратите внимание на безопасность входной группы в школу (ступени, дверь, охрана). Какова высота ступеней, насколько легко открывается дверь, каким образом могут попасть в школу посторонние люди.
  3. Поинтересуйтесь у администрации школы, где находится медицинский кабинет, как он оснащен, какой режим работы медицинского персонала. Вы должны быть уверены, что в школе созданы условия, обеспечивающие получение своевременной медицинской помощи.
  4. Попросите разрешения посетить туалетные комнаты, где обратите внимание на общее состояние сантехнического оборудования, наличие  индивидуальных кабинок, туалетной бумаги, мыла, зеркала.
  5. Ознакомьтесь с режимом работы гардероба и условиями хранения одежды и обуви.
  6. Посетите школьную столовую, изучите меню, продегустируйте сами качество блюд. Обратите внимание, продают ли в буфете продукты, не рекомендованные для детского питания (чипсы, сильногазированные напитки, жаренные мучные изделия, кофе).

Контакты:

Пермский городской родительский совет

при департаменте образования администрации города Перми,

председатель – Денисова Светлана Анатольевна: denisova@dom.raid.ru

Кочева Ольга Николаевна: info@grany-center.org

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.