Гражданский контроль выдачи лекарств по льготным рецептам в аптеках

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Гражданский контроль выдачи лекарств по льготным рецептам в аптеках

Опыт гражданского контроля

обеспечения льготными лекарственными препаратами ветеранов (пенсионеров)

 в аптеках Кировского района города Перми

Совет ветеранов Кировского района города Перми,

Пермская гражданская палата

2009 год

Инициатором гражданского контроля выступил Совет ветеранов Кировского района города Перми. Активисты Совета ветеранов были обеспокоены тем, что в аптеках района не всегда имеются полагающиеся льготные лекарственные препараты, те ветераны, которые обращались в Совет с жалобой на аптеки, рассказывали, что практически каждый второй рецепт получает отказ.

Совет ветеранов обратился за помощью в Пермскую гражданскую палату. Было решено, что в связи с тем, что нет возможности получить от профильного министерства Пермского края точную статистику о выдаче или невыдаче льготных лекарств, необходимо более предметно разобраться в проблеме и высветить проблему – насколько распространено то, что ветераны не получают лекарства по своим рецептам. Для этого было решено силами Совета ветеранов провести акцию гражданского контроля, которая должна была стать мониторингом обеспеченности пожилых жителей района лекарствами по льготным рецептам.

Разработанная методика контроля подразумевала часовое «дежурство» группы общественных наблюдателей (2 человека) в каждом из 4-х аптечных киосков, где в Кировском районе ветераны могут получить лекарства по льготным рецептам. Совет ветеранов мобилизовал самых неравнодушных и активных пенсионеров района. В итоге 17 общественных наблюдателей в течение 3 недель в марте-апреле 2009 года дежурили 3-4 дня в неделю в выбранных аптеках района. В задачи общественных наблюдателей входило уточнить, за льготным ли лекарством обращается пришедший в аптеку ветеран, зафиксировать фамилию врача, выдавшего рецепт, название препарата и итог обслуживания – выдано лекарство или в выдаче отказано.

Результаты гражданского контроля оказались неоднозначными. С одной стороны, из 55 ветеранов, обратившихся за контролируемый период в аптеки за льготными препаратами, большинство, 43, получили нужные лекарства, и только 12 были вынуждены искать лекарства в других аптеках города и покупать за свои деньги. С другой стороны, среди препаратов, которые не были выданы в аптеках, имеются такие распространённые и жизненно необходимые некоторым категориям больных людей как диабетон, инсулин, эналаприл и другие. Кроме того, практически все ветераны жаловались общественным наблюдателям, что у врачей есть установка не выдавать более 2 рецептов в одни руки.

По итогам акции гражданского контроля был составлен Акт, где была подведена статистика контроля, обозначены препараты, по которым ветераны получали отказ, а также другие проблемы, выявленные в ходе контроля. К сожалению, так получилось, что результаты контроля для самих организаторов – Совета ветеранов Кировского района – не  оказались настолько впечатляющими, чтобы они смогли довести дело до конца.

Другими словами, при подготовке складывалось впечатление, что лекарства по рецептам не получает каждый второй ветеран, а в реальности оказалось, что большинство ветеранов все-таки получают необходимые лекарства. Совет ветеранов, расстроенный «не ужасающими» результатами контроля, даже не стал высылать Акт в профильное министерство, хотя, предположительно, ситуацию можно было бы улучшить до близкой к идеальной, чтобы все запросы ветеранов района за льготными препаратами удовлетворялись, если бы удалось донести проделанный мониторинг до руководства региона. Результаты контроля стали результатами только для самих организаторов.

Источники:

Сайт Пермской гражданской палаты:

http://www.pgpalata.ru


Контакты:

Пермская гражданская палата,

председатель – Аверкиев Игорь Валерьевич: palata@pgpalata.org

Гражданский контроль выдачи лекарств по льготным рецептам в аптеках

Описание технологии

Гражданская технология

«Гражданский контроль обеспечения льготными лекарственными препаратами ветеранов (пенсионеров) в аптеках города»[1]

 Пермская гражданская палата

2009 год

Почему контролируем (миссия контроля) – затем, чтобы содействовать становлению системы гарантированного и бесперебойного обеспечения ветеранов и пенсионеров льготными лекарственными препаратами в аптеках.

Где и кого контролируем (объект контроля) – аптеки района города.

Что контролируем (предмет контроля) – выдача аптекарями лекарственных препаратов ветеранам (пенсионерам) по льготным рецептам.

Кто контролирует (субъект контроля) – общественные наблюдатели, группы не менее 2-х человек.

Чего хотим добиться контролем (цель контроля) – регулярное и бесперебойное обеспечение пенсионеров лекарствами по льготным рецептам, устранение выявленных нарушений.

Основные процедуры технологии

  • Запуск гражданского контроля: постановка проблемы, принятие решения о проведении контроля, выбор объекта контроля.
  • Определение географии контроля: городской район или весь город.
  • Отбор аптечных киосков, на которые возложена функция выдачи льготных препаратов. Как правило, это 4-6 пунктов на городской район.
  • Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ.
  • Разработка самой технологии и инструментария контроля: разработка стандарта (плана) посещения аптек, бланков листов наблюдений (протоколов), опросников и т.п.
  • Подбор и подготовка общественных наблюдателей. Примечание: данный контроль может касаться не только группы ветеранов (пенсионеров), но и других групп, получающих лекарства по льготным рецептам, однако, если же речь идет именно о контроле в интересах ветеранов, то рекомендуется в качестве общественных наблюдателей привлекать именно самих ветеранов, это могут быть активисты Советов ветеранов, ТОСов или любые другие неравнодушные пенсионеры.
  • Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов и т.д.
  • Непосредственное проведение гражданского контроля.
  • Обработка и оформление полученной информации.
  • Анализ и оценка полученной информации.
  • Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.
  • Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей.
  • Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений.
  • Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.
  • Контроль устранения выявленных нарушений.

Примерный стандарт гражданского контроля обеспечения льготными лекарственными препаратами ветеранов (пенсионеров) в аптеках района города

Группа общественных наблюдателей должна состоять не менее чем из 2 человек. Это обусловлено не только снижением субъективной оценки происходящего в рамках акции контроля, но и технически облегчает работу каждого из общественных наблюдателей, способствует более точной фиксации всех необходимых фактов.

Как уже отмечалось, рекомендуется привлекать в качестве общественных наблюдателей самих ветеранов (пенсионеров) в виду специфической поздней социализации современные российские пожилые люди более открыто и охотно идут на контакт с людьми своей возрастной группы. Ввиду того, что данный гражданский контроль предполагает коммуникацию между общественными наблюдателями и посетителями аптеки – ветеранами (пенсионерами), то успех этой коммуникации, а, значит, и всего контроля зависит от того, насколько корректно она будет выстроена со стороны общественных наблюдателей.

В задачу группы общественных наблюдателей входит:

  • отметить в Протоколе дату контроля;
  • отметить в Протоколе время контроля;
  • записать в Протокол ФИО членов группы;
  • записать в Протокол место контроля (адрес и наименование аптечного пункта);
  • на оборотной стороне Протокола – место для примечаний и дополнительной информации, куда по возможности (после разрешения обратившегося) нужно записать ФИО и адрес обратившихся;
  • заполнить таблицу:
  1. У каждого обратившегося (ветерана, пенсионера) с льготным рецептом узнать и записать срок выдачи рецепта.
  2. У каждого обратившегося (ветерана, пенсионера) с льготным рецептом узнать и записать кем (№ поликлиники и имя врача) выдан рецепт.
  3. У каждого обратившегося (ветерана, пенсионера) с льготным рецептом узнать и записать наименование запрашиваемого препарата.
  4. Отметить, получил ли обратившийся (ветеран, пенсионер) запрашиваемый препарат, подчеркнув нужное слово – получено или отказано.
  • поставить в Протоколе свои подписи.

Рекомендуемый временной срок «дежурства» группы общественных наблюдателей в аптечном пункте – 1 час. Продолжительность всей акции данного гражданского контроля должна быть объективно сформулирована организаторами контроля, исходя из имеющихся на то ресурсов. Рекомендуемая частота и продолжительность «дежурств» — 3-4 раза в неделю в течение 3-4 недель. Данный срок позволит охватить большую долю, возможно, даже всех ветеранов, пользующихся услугами конкретных отобранных аптечных пунктов и позволит зафиксировать продолжительность обеспечения ветеранов конкретными наименованиями льготных препаратов.

Контакты:

Пермская гражданская палата,

эксперт – Всеволод Дмитриевич Бедерсон: palata@pgpalata.org

Гражданский контроль выдачи лекарств по льготным рецептам в аптеках

Инструментарий

Протокол общественного контроля

обеспечения лекарственными препаратами ветеранов (пенсионеров)

по льготным рецептам

Пермская гражданская палата,

Совет ветеранов Кировского района города Перми

2009 год

Дата контроля:_____________________________________

Время контроля:____________ с_________ до___________

Ф.И.О. членов группы:

  1. _____________________________________________
  2. _____________________________________________

Место контроля (адрес и наименование аптеки):

ОбратившиесяСрок выдачи рецептаКем выдан рецептНаименование препаратаПолучено/отказано
Обратившийся 1получено/отказано
Обратившийся 2получено/отказано
Обратившийся 3получено/отказано
Обратившийся 4получено/отказано
Обратившийся 5получено/отказано
Обратившийся 6получено/отказано
Обратившийся 7получено/отказано
Обратившийся 8получено/отказано
Обратившийся 9получено/отказано
Обратившийся 10получено/отказано
Обратившийся 11получено/отказано
Обратившийся 12получено/отказано
Обратившийся 13получено/отказано

Подписи общественных наблюдателей:

1._______________________

2._______________________

— 

Контакты:

Пермская гражданская палата,

эксперт – Бедерсон Всеволод Дмитриевич: palata@pgpalata.org

Инструкция для общественного наблюдателя

Общественный контроль обеспечения лекарствами ветеранов (пенсионеров) по льготным рецептам в аптеках Кировского района г. Перми

Пермская гражданская палата,

Совет ветеранов Кировского района города Перми

2009 год

Организатор общественного контроля – общественная организация ветеранов (пенсионеров войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов) Кировского района г. Перми.

Минимальный состав группы общественных наблюдателей – 2 человека.

Группа выходит в назначенное время на свой участок – аптечный пункт.

Продолжительность «вахты» – 1 час.

Организатор выдает каждой группе общественных наблюдателей документ («мандат»), подтверждающий участие общественных наблюдателей в общественном контроле обеспечения лекарственными препаратами ветеранов (пенсионеров) по льготным рецептам г. Перми.

Задачи группы общественных наблюдателей:

  • отметить в Протоколе дату контроля;
  • отметить в Протоколе время контроля;
  • записать в Протокол ФИО членов группы;
  • записать в Протокол место контроля (адрес и наименование аптечного пункта);
  • на оборотной стороне Протокола – место для примечаний и дополнительной информации, куда по возможности (после разрешения обратившегося) нужно записать ФИО и адрес обратившихся;
  • заполнить таблицу:
  1. У каждого обратившегося (ветерана, пенсионера) с льготным рецептом узнать и записать срок выдачи рецепта.
  2. У каждого обратившегося (ветерана, пенсионера) с льготным рецептом узнать и записать кем (№ поликлиники и имя врача) выдан рецепт.
  3. У каждого обратившегося (ветерана, пенсионера) с льготным рецептом узнать и записать наименование запрашиваемого препарата.
  4. Отметить, получил ли обратившейся (ветеран, пенсионер) запрашиваемый препарат, подчеркнув нужное слово — получено или отказано.
    • поставить в Протоколе свои подписи.

Телефоны юридической и организационной поддержки общественного контроля: 233-40-63, 233-40-73 (Пермская гражданская палата)

Контакты:

Пермская гражданская палата,

эксперт – Бедерсон Всеволод Дмитриевич: palata@pgpalata.org

Гражданский контроль выдачи лекарств по льготным рецептам в аптеках

Отчёты

Акт

по результатам гражданского контроля соблюдения выдачи лекарственных средств

по льготным рецептам в аптеках Кировского района города Перми

 Пермская гражданская палата,

Совет ветеранов Кировского района города Перми

2009 год

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель ООВ(П)В.Т.В.С. и ПО

Кировского района г. Перми

____________________ /И.И. И…./

Комиссия в составе:

  1. С… – председатель комиссии по оздоровлению ветеранов
  2. М… – член секции участников ВОВ
  3. С… – член президиума РСВ

Составила настоящий акт о том, что в период с 22.03.2009 г. по 10.04.2009 г. была проведена акция гражданского контроля по обеспечению ветеранов (пенсионеров) лекарствами по льготным рецептам бригадами районного совета ветеранов в количестве 17, по 2 человека в каждой бригаде.

Были проверены следующие аптечные пункты выдачи лекарств:

— аптечный киоск по адресу Липатова, 19;

— аптеки «Будь здоров» по адресу Калинина, 23, Липатова, 19, Ушакова, 10;

— ООО «Планета» по ул. Ласьвинская, 11;  

— ООО «Вид» по ул. Панфилова, 14

При контроле выяснено:

  1. Количество обратившихся ветеранов за лекарствами – 55. Из них получили в одно посещение — 43 ветерана. Отказано – 12.
  2. Не выданы лекарства: диабетон, манинил, эналаприл, эмоксипин, акос, бетафирон, протофанинфил, визопролон, инсулин, метапролон, путамид, капотен, метанпропол, манивил, глюфакс.
  3. Качество обслуживания работниками аптек при обращении ветеранов – хорошее (вежливо, услужливо).
  4. В поликлиниках, больницах с февраля 2008 года стали выдавать больным только по 2 рецепта.
  5. Отдельные ветераны отказывались называть наименования препаратов, а также показывать рецепты.
  6. Ветераны вынуждены получать дорогостоящие лекарства за наличный расчет, так по рецепту были выписаны лекарства, не дающие нужного эффекта (оздоровления). Например, Р… (инв. II гр. по зрению) выкупает за наличный расчет лекарства: траводан стоимостью 650 рублей, азолин 450 рублей, так как врачи на эти лекарства рецепты не выписывают.

В результате в период января, февраля месяца он затратил 3150 рублей.

— С… (инв. II гр.) за наличный расчет выкупала кардиомагнил, милдронат. За 3 месяца текущего года она израсходовала 1500 рублей.

— К… (инв. ВОВ II гр.) лекарства продуктал, кардиомагнил стоимостью 1500 рублей выкупал за наличный расчет.

  1. Кроме того, членами комиссии проведен соцопрос инвалидов, участников ВОВ по вопросу обеспечения лекарствами по льготным рецептам. При этом выяснено:

7.1. Из 16 опрошенных инвалидов только четверо получают своевременно лекарства в течение февраля, марта месяцев.

7.2.  12 ветеранов ВОВ вынуждены отказаться на 2009 год от соцпакета (обеспечение лекарствами). Для поддержания своего здоровья лекарства покупать за счет своей пенсии.

7.3. Отдельные виды лекарств выдаются по рецептам только в городской аптеке (например, К.., инв. I гр. – циклодол получает по улице Куйбышева, 54).

На основании вышеизложенных фактов можно сделать следующие выводы:

  1. Постоянно уменьшается список лекарственных препаратов, выдаваемых по льготным рецептам Правительством России и Пермского края.
  2. 80% инвалидов отказались от государственной помощи – соцпакетов.
  3. Врачам рекомендовано выписывать только 2 рецепта, в результате проверка обнаружила, что поток обратившихся ветеранов резко уменьшился.
  4. Во многих аптечных пунктах практикуют:

По льготным рецептам нет лекарств, а за наличный расчет выдают.

  1. В Кировском районе в октябре 2008 года аптека № 332 (по адресу Ушакова, д. 55/2) прекратила выдачу лекарств по льготным рецептам обезболивающих препаратов (онкобольным), так как лицензия не была продлена.

Председатель комиссии:                      С…

Члены комиссии:                                 М…

                                                             С…                

Контакты:

Пермская гражданская палата,

эксперт – Бедерсон Всеволод Дмитриевич: palata@pgpalata.org

[1] Технология основывается на опыте гражданского контроля 4 аптечных пунктов, которые снабжают население льготными препаратами, в течение 3 недель активом Совета ветеранов Кировского района г. Перми в 2009 году. Акция гражданского контроля была проведена только в пределах одного городского района.

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.