Как вовлечь людей в благотворительность — работа с селебрити

Пермская гражданская палата > Склад лайфхаков для гражданских активистов > Благотворительность > Как вовлечь людей в благотворительность — работа с селебрити

В 2018 году мы брали интервью у разных известных людей об их участии в благотворительности. Селебрити — очень большой потенциал для благотворительного фонда, с которым он сотрудничает. Но вместе с тем это и очень большая опасность. Зимой этого года я увидела у известной российской актрисы более чем с миллионом подписчиков в инстаграме пост про мальчика Васю, которому срочно нужна пересадка костного мозга и которому «отказали все фонды». Это ключевая фраза в таких постах, которых, к сожалению, много. «Вы знаете, как ужасно работают эти фонды, поэтому вся надежда Васи только на нас» — посыл примерно такой. Мы обсудили этот пост с коллегами, и выяснилось, что никто Васе не отказывал, ему нашли донора костного мозга, и все было готово. Но в последний момент его мама решила, что не хочет делать операцию сыну в нашей стране, только в Швейцарии, и запустила новый сбор именно с таким пафосом.

Через такие истории происходит вовлечение людей в так называемую токсичную благотворительность, когда адресно привлекается огромное количество денег. Кто только не собирал денег Васе — этот пост можно было увидеть практически по всем русскоязычным инстаграм-аккаунтам с миллионом подписчиков. Каким образом это происходит, по каким каналам передаются контакты и почему селебрити так внимательно относились к просьбам этой семьи и неоднократно размещали этот сбор, мне до сих пор непонятно. Что понятно точно, так это токсичность этой истории: непонятный сбор непонятно на что с непонятными отчетами, с презумпцией недоверия фондам. Кто-то из публичных людей впоследствии извиняется за участие в таких историях, но это происходит редко.

Я поняла, что надо разговаривать с людьми, которые действительно включены в благотворительный процесс по разным соображениям. Как, например, [актриса] Лиза Арзамасова, которая два раза в год ездит с фондом «Старость в радость» и проводит с волонтерами и подопечными несколько дней от и до, давая концерты. Кто-то из знаменитостей приходит через личную историю, через, например, болезнь родственника, а затем хочет помочь другим людям, попавшим в такую же ситуацию.

С такими людьми мы и делали интервью о жизни, смерти и смысле. Меня поразило, что чаще всего вовлечены люди, от которых ты этого не ждешь. Например, Василий Уткин рассказывает про то, как воспитывают детей с аутизмом, что такое миодистрофия Дюшенна и как сложно собирать деньги на лечение детей с буллезным эпидермолизом. Слова, которые десять лет назад никто не слышал, а лет пять назад никто не мог выговорить, сегодня становятся известными. семилетний мальчик рассуждает, как нужно помогать людям

Кто-то из знаменитостей находится в активном поиске фонда, например Вера Полозкова, которая участвует в нескольких разных инициативах. Кто-то становится селебрити через благотворительность, как мы видим на примере Оли Кудиненко, основательницы украинского фонда «Таблеточки», которая стабильно входит во все рейтинги самых известных и влиятельных женщин Украины.

Весь проект у нас назывался «Эстафета добрых дел», и человек максимально подробно рассказывал, чем он занимается, — и это должно зажечь и привлечь людей. Я поняла, что главное — не рейтинг человека и его известность, а вовлеченность человека в дело благотворительности, насколько у него горят глаза. Если он работает не только лицом, а принимает участие в каких-то встречах, разработке стратегий фондов и может рассказать изнутри о происходящем — это очень важно и интересно. И после таких интервью мы получаем кучу писем с вопросами, как можно присоединиться к этому фонду.

Источник: Анна Данилова, главный редактор портала «Православие и мир» / Такие дела