«Подпишись, что не пойдёшь на митинг»

Пермская гражданская палата > Склад лайфхаков для гражданских активистов > Безопаcность активистов > «Подпишись, что не пойдёшь на митинг»

Как защититься от давления в школе, вузе, на работе.

Школьников и студентов, которые не симпатизируют властям, ругают преподаватели, сотрудников государственных учреждений — начальство. Обещают уволить или отчислить за участие в митинге и рассказе о нём, или наоборот, отправляют митинговать по разнарядке и принуждают голосовать за кого надо. Перед митингом 12 июня рассказываем, как защититься от пропаганды и давления на учёбе и работе, если начальство недовольно вашими постами в соцсетях и активной гражданской позицией.

29 статья Конституции РФ закрепляет право свободно выражать мнение и запрещает заставлять его выражать или отказываться от него. 30 статья Конституции не позволяет принуждать вступать в объединения, а 31 статья, напротив, гарантирует право мирно собираться и проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Федеральный закон «Об образовании», Трудовой Кодекс и закон «Об основных гарантиях прав избирателей» защищают учащихся и работников от принуждения к голосованию или участию в митингах. Никто по закону не может заставить вас голосовать, идти или не ходить на митинг, писать или не писать о чем-то в социальных сетях, уволить или исключить из учебного заведения за отказ выполнить требования начальства, не связанные с работой и учебой.

К сожалению, на практике всё иначе. Немногие готовы отстаивать свои права и через суд добиваться восстановления на работе, а до прав школьников и студентов часто нет дела ни преподавателям, ни родителям. Есть и хорошие новости: сложнее нарушить права человека, который знает, что они у него есть.

После того, как студентка Казанского федерального университета поучаствовала в антикоррупционном митинге 26 марта, её матери позвонил сотрудник университета. Он сообщил, что поддержка Навального может отразиться на учёбе, и «таких» студентов вуз «берёт на заметку, а затем отчисляет». Студентке написал куратор группы и попросил больше не участвовать в митингах и демонстрациях.

 

Если угрожают выгнать или принуждают голосовать

Противостоять пропаганде и принуждению можно, но помните: даже если на вашей стороне окажется суд, вам может быть тяжело остаться работать и учиться там же из-за предвзятого отношения. Взвесьте эти риски перед тем как начнёте действовать.

 

Вас угрожают исключить из вуза или школы за митинг или пост в соцсети

По закону об образовании, обучающиеся и их родители вправе обратиться в органы управления учебным заведением и сообщить, что их права нарушают. Такие обращения должны обязательно рассматривать. Жалуйтесь в администрацию учебного заведения, в прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка или студента, в студенческий профсоюз.

 

Вас угрожают уволить с работы

Обратитесь с жалобой к администрации места работы: она вряд ли поможет, но подчеркнет серьезность ваших намерений. Потом можно обратиться в прокуратуру, к уполномоченному по правам человека, в суд.

Перед митингами 26 марта и 29 апреля многим угрожали исключением или увольнением. Если такое происходит с вами, сошлитесь на 149 статью Уголовного кодекса. За незаконное воспрепятствование участию в митинге, собрании или демонстрации с использованием служебного положения вашему начальнику угрожает крупный штраф или исправительные работы.

 

Вас отправляют на митинг или просят проголосовать по разнарядке

149 статья УК запрещает принуждать участвовать в митингах, как это было после теракта в петербургском метро. Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» указывает, что принципом проведения любого публичного мероприятия является добровольность участия. Трудовой кодекс закрепляет права и обязанности работника. Основная обязанность — добросовестно исполнять трудовые обязанности по трудовому договору. Принудить к походу на митинг или выборы работника нельзя. Бывали случаи, когда сотрудников бюджетных учреждений заставляли фотографировать бюллетень в процессе голосования. Это незаконно.

Екатеринбургские студенты пожаловались на принуждение к участию в митинге против терроризма со стороны властей и руководства вузов. Активисты молодежной общественной организации «Свердловский областной студенческий отряд» рассказали, что их представитель разместила в соцсетях скрины переписки о том, что с каждого отряда требуют по 12–14 человек.

Если вы готовы к открытому конфликту, смело ссылайтесь на статьи Уголовного и Трудового кодексов и отказывайтесь подчиняться. Если опасаетесь, придумали немало способов проголосовать за кого хочется, а не за кого требуют. Мы сосредоточимся на правовых методах защиты ваших прав. Например, попробуйте потребовать у работодателя или преподавателя письменный приказ или инструкцию. Скорее всего, они сознают незаконность своих действий и не дадут приказа, но если дадут,  это будет основанием для проверки работодателя, например, прокуратурой.

 

Вы госслужащий и вам запрещают идти на митинг

Законодательного запрета ходить на митинги или писать в соцсетях для госслужащих нет, но по закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», госслужащим запрещено публично высказываться о деятельности госорганов и их руководителей, если это не входит в их должностные обязанности.

В марте 2017 года прошла проверка помощников депутата Оксаны Дмитриевой из-за участия в митинге в защиту Исаакиевского собора. Начальник управления государственной службы и кадров Дмитрий Быченков заявил, что по закону помощники депутата должны соблюдать нейтралитет по отношению к политическим партиям и приравнял поход на митинг в защиту Исаакия к поддержке оппозиции. Сама Оксана Дмитриева с ним не согласилась.

Конституционный Суд постановил: запрет на публичные оценки деятельности госорганов не должен использоваться для корпоративной солидарности работников госаппарата и мешать доводить до граждан важную информацию. ЕСПЧ также заявлял, что заинтересованность общества в получении  информации для контроля за работой органов государственной власти в демократических системах иногда важнее обязанности госслужащих воздерживаться от публичных высказываний о работе органов.

Госслужащие вправе посещать митинги и вести соцсети, но должны быть сдержаны в публичных высказываниях, касающихся работы органов власти. Принуждение к голосованию или походу на митинг со стороны руководства незаконно, и, по закону «О государственной гражданской службе», служащий не вправе исполнять неправомерное поручение. Эти положения можно использовать, если начальство заставляет госслужащего идти на митинг или голосовать на выборах не по желанию. Начальник госслужащего давать такие указания не вправе, и госслужащий имеет право не исполнять такие поручения.

«Меня голосовать заставлять не надо, сам хочу. Я работаю в сфере строительства. И недавно мне поступил звонок на рабочий телефон от неизвестного лица. Женщина уточнила, точно ли это я, и после этого, даже не стесняясь, попросила взять открепительное и занести в отдел кадров. Я сначала опешил, как-то не ожидал. Потом позвонил непосредственному начальнику и отказался. Компания частная, но принадлежит влиятельному единороссу. Несомненно, теперь опасения есть. Думаю, после выборов даже придётся искать новое место работы. До выборов трогать не будут. У нас же принципиальных ненавидят, но и слегка опасаются: мало ли что, и куда сообщу. На самом деле, смешного мало, потому что, насколько я знаю, отказался я один», — осенью анонимно рассказывал изданию The Village москвич, которого на работе пытались заставить проголосовать.

 

Если вызывают на беседу с сотрудниками правоохранительных органов

Студент Югорского Государственного Университета подал уведомление о проведении пикета. Его пригласил на беседу проректор университета. Кроме ректора там присутствовали два полицейских и человек, который представился как  «некто из внутренних органов». Полицейские доказывали, что акция в поддержку Навального — это потеря времени, и спрашивали, сколько за это платят, а также уведомили родителей студента.

Такие беседы с руководством учебного заведения не предусмотрены законом, поэтому можно смело отказываться от разговора,  писать жалобы в прокуратуру, уполномоченному по правам студента и т.д. Даже присутствие сотрудников полиции не повод остаться: беседа не предусмотрена законом.

 

Если вы решили судиться с работодателем

Чтобы доказать факт принуждения в суде, соберите показания свидетелей, документы, которые, впрочем, работодатель или руководство вуза вряд ли вам предоставят. Подтвердить ваши слова могут аудио- и видеозаписи с угрозами увольнения или исключения.

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает требовать от гражданина рассказывать о частной жизни и раскрывать личную или семейную тайну. Получать такую информацию помимо воли гражданина тоже нельзя. Но когда работодатель принуждает работника к увольнению, это касается трудовых отношений между работником и работодателем и не нарушает запрета на получение сведений о частной жизни. То же самое относится и к учебным отношениям.

Такую аудиозапись можно использовать как доказательство в суде, если она не нарушает требования, установленные гражданским процессуальным кодексом, в том числе ст. 77 ГПК: когда представляете аудио- и видеозаписи или запрашиваете их, вы должны указать, когда, кем и в каких условиях они создавались. Недавно Верховный суд признал, что даже запись без уведомления одного из участников разговора может быть доказательством в суде, тем более если касается договорных и трудовых отношений.

 

Если вы хотите опубликовать в соцсети запись с преподавателем или начальником

После митингов школьники и студенты выкладывали и передавали в СМИ видео- и аудиозаписи бесед с преподавателями, которые обвиняли их в посещениях акций и получении денег от Навального. Многие опасались, не накажут ли студентов за публикацию видео, ведь обнародование изображения гражданина без его согласия запрещено законом. На деле публикация видеозаписи с преподавателем вряд ли нарушает закон.

В Томске учитель русской классической гимназии рассказал школьникам о схожести либерализма и фашизма. Он назвал учеников, посетивших митинг против коррупции, фашистами, предателями народа и холопами англосаксов. Один из учеников записал лекцию на видео и прислал видео «Медузе”.

 

По Гражданскому Кодексу РФ, нельзя распространять в сети и в СМИ:

  • Сведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию. Но если они соответствуют действительности или являются выражением мнения автора (например: «По моему мнению, товарищ П. — плохой человек»), то можно.
  • Изображение гражданина — фотографию, видеозапись— без его согласия. Но можно и без разрешения, если съемка проводилась в открытых для посещения местах или на публичных мероприятиях, если изображение гражданина не является основным объектом использования или если используется в государственных или общественных интересах.
  • Информацию о частной жизни гражданина: о его происхождении, месте пребывания или жительства, личной и семейной жизни. Но если есть государственный, общественный или иной публичный интерес, если информация о частной жизни гражданина уже стала общедоступной или он сам обо всём рассказал, запрет не действует.

Если вы разместите видео, где преподаватель отчитывает студентов за митинги, он не сможет предъявить вам ущерб его чести, достоинству и деловой репутации по статье 152 ГК — она запрещает публиковать только сведения, которые не соответствуют действительности.

Обнародовать и использовать изображение гражданина — фотографию, видеозапись или произведение искусства, где он изображён, — по статье 152.1 ГК, по общему правилу, можно только с его согласия. Аудио или заретушированные видеозаписи публиковать не запрещено. Можно подумать и о пп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК, который разрешает публиковать без согласия, если изображение используется в государственных, общественных или других публичных интересах.

Публикация аудио/видео также не является сбором и распространением информации о частной жизни преподавателя. По статье 152.2 ГК РФ, к частной жизни относится «сведения о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни». В данном случае речь идет об уроке/паре в образовательной организации.

Конституция и закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34) закрепляют права обучающихся, в том числе право на уважение человеческого достоинства, свободу информации, свободное выражение взглядов и убеждений. Пункт 3 ст. 48 запрещает педагогическим работникам использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них. То же самое относится и к работодателю.  Трудовые отношения основаны на соглашении работника трудиться за плату, а не менять политические взгляды, и по закону работодатель не может влиять на политические или какие-либо иные права работника. Привлекать внимание к нарушению закона можно и нужно, и записи — один из инструментов, которые помогают.

 

Если вам запрещают публиковать что-то в социальных сетях

В вузе

Высшие учебные заведения могут принимать локальные нормативные акты, которые регулируют отношения внутри организации. Например, в СПбГУ принят Кодекс универсанта Санкт-Петербургского государственного университета, утверждены Правила внутреннего распорядка обучающихся, факультеты могут принимать собственные этические кодексы, действует этическая комиссия, которая следит за соответствием действий работников и обучающихся нравственным и культурным традициям  СПбГУ, общепринятым моральным, нравственным и этическим нормам.

В декабре 2015 года в сети появилось фото служебной записки, адресованной декану факультета журналистики Кубанского Государственного Университета. Подписан текст был именем заместителя декана. В тексте записки замдекана рассказывал о проведенном анализе студенческих аккаунтов в социальных сетях. Замдекана пришел к выводу, что студенты «ведут антигосударственную деятельность и придерживаются оппозиционных взглядов». В тексте предлагалось и решение: установить личности студентов, «взять под контроль их дальнейшую судьбу» и «применить дисциплинарные меры с целью недопущения их дальнейшего обучения на факультете». Отчислять предлагалось за такие проступки, как «оппозиционные новости, критика существующего государственного строя», «свободные новости, поддержка ЛГБТ», «поддержка КПРФ», «ультрарадикальный феминизм экстремистского толка».

Большинство этических кодексов говорят, что универсант должен «достойно представлять Университет во внеуниверситетской среде, включая СМИ и современные электронные средства массовой коммуникации, заботиться о его репутации как научного и образовательного учреждения, способствовать укреплению его авторитета» (из Кодекса универсанта СПбГУ).

С другой стороны, статья 29 Конституции РФ гарантирует свободу мысли и слова и свободу массовой информации. Это право может быть ограничено только федеральным законом. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не ограничивает право студентов выражать собственное мнение и закрепляет право обучающихся и преподавателей на свободу информации и свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Что касается санкций за активность в социальных сетях, то федеральный закон «Об образовании в РФ» устанавливает, что акты, которая принимает образовательная организация, не должны противоречить законодательству РФ, а нормы актов, которые ухудшают положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе университета только за недобросовестное освоение образовательной программы и невыполнение учебного плана.

Поэтому с юридической точки зрения ни запретить выкладывать что-то в интернете, ни отчислить за это университет не может.

На рабочем месте

Согласно Трудовому Кодексу, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила трудового распорядка и дисциплину. Трудовой договор может предусматривать дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, например, о неразглашении охраняемой законом тайны. Ничего о вмешательстве начальства в политические пристрастия в ТК нет и не может быть прописано в трудовом договоре.

Единственным случаем, когда работник может быть уволен за пост в социальной сети по ТК, будет ситуация, когда в посте разглашается государственная, служебная, коммерческая тайны. Запретить  работнику высказывать свое мнение работодатель не может.

 

Что в итоге?

Защищать свои права можно всегда, неважно, школьник вы, студент или сотрудник государственного учреждения. Исключить из учебного заведения или уволить с работы не так просто, и порой чтобы отказаться идти на митинг по разнарядке или защитить свое право на свободу слова достаточно знания своих прав и демонстрации готовности их защищать. Это не значит, что проблем точно не возникнет: например, работодатель может попытаться уволить вас по формальным основаниям — за прогул или грубое нарушение трудовых обязанностей, а вуз — отчислить за неуспеваемость. В любом случае, стоит заранее взвесить возможные последствия и решить, что важнее: защита своих прав или конкретное место работы или учёбы.


Источник: Команда 29