МВД предлагает изменить российскую Стратегию противодействия экстремизму

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > МВД предлагает изменить российскую Стратегию противодействия экстремизму

На Федеральном портале нормативных правовых актов началось общественное обсуждение поправок к Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года. Их разработало Министерство внутренних дел РФ.

В действующей Стратегии даны определения понятиям «идеология экстремизма (экстремистская идеология)», «проявления экстремизма (экстремистские проявления)», «субъекты противодействия экстремизму», «противодействие экстремизму» и «радикализм». Новый вариант предполагает дополнение этого перечня следующими понятиями:

  • «идеология насилия» – система общественных теорий, взглядов и идей, оправдывающих насилие, в том числе с применением экстремистских (террористических) методов и средств, для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей;
  • «сепаратистские проявления (сепаратизм)» – одна из разновидностей экстремизма, выражающаяся в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемых противоправным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему;
  • «пропаганда экстремизма» – выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению террористической или экстремистской деятельности.

В новой редакции Стратегии также даётся уточнённое описание внешних и внутренних экстремистских угроз. К внешним угрозам отнесены, помимо деятельности международных экстремистских и террористических организаций, «поддержка и стимулирование рядом государств, в том числе через иностранные или международные неправительственные организации, деструктивной деятельности в целях дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в нашей стране, нарушения единства и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе с использованием технологий и сценариев так называемых «цветных революций», разрушения традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (в действующей редакции Стратегии подобная деятельность зарубежных государств слабее конкретизирована).

Что касается внутренних угроз, то определёно, что к ним относится не просто деятельность различных объединений и отдельных лиц, а их попытки «использовать для реализации своих целей экстремистские и террористические формы и методы деятельности, а также распространять идеологию насилия, направленную на склонение, вербовку или иное вовлечение российских граждан и находящихся на территории страны иностранцев, в экстремистскую, террористическую и иную противоправную деятельность, формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов, а также имеющие исторические и социально-экономические корни межнациональные и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах Российской Федерации, стимулирующие сепаратистские проявления».

В нескольких пунктах Стратегии к экстремизму отнесено проведение несогласованных публичных мероприятий, в том числе протестных акций (в действующей редакции использован менее точный термин «несогласованные акции»).

Отдельное внимание в новой версии документа уделено вовлечению в экстремистские структуры несовершеннолетних.

Отдельным пунктом упоминается «информационно-психологическое воздействие» зарубежных спецслужб, которые имеют цель «разрушения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране». Если в действующей редакции далее упоминается деятельность зарубежных НПО по распространению экстремистской идеологии, то теперь предлагается уточнить, что «дестабилизирующее влияние на ситуацию» оказывают как зарубежные организации, так и подконтрольные им российские структуры «под видом гуманитарных, образовательных, культурных, национальных и религиозных проектов», а также «инспирирование протестной активности населения с использованием социально-экономических, экологических и других факторов».

По информации ИА Центр «Сова»